Как пропала милицейская база «Бизон»
Кто владеет информацией — тот владеет миром. Поэтому информация во все времена была самым дорогим продуктом. И во все времена этим продуктом торговали как могли: и законно, и незаконно. Одна такая история с хищением информации государственной важности произошла в 90-х годах у нас, в Симферополе. А похитили и торговали не чем иным, как милицейской автоматизированной информационно-поисковой системой «Бизон».
Автор: ЮЛИЯ ИСРАФИЛОВА , Первая Крымская
«Пресс-атташе» в юбке
Героиня нашей сегодняшней публикации — жительница Симферополя, достаточно известная в журналистских кругах, поэтому, дабы не компрометировать коллегу, мы изменили ее имя и даже некоторые детали повествования. Итак, она звалась, предположим, Татьяной. Профессию получила близкую к древнейшей — имеется в виду журналистика. В общем, была Таня пресс-секретарем сначала одного симферопольского ведомства, потом другого.
Не будем уточнять, где именно работала Татьяна и в чем именно состояла ее работа, но скажем, что информационный источник у нее по роду службы был милицейским. Шли 90-е годы, криминальная обстановка в Крыму обострилась, героями публикаций и репортажей местных СМИ были авторитетные бандиты. Вот и наша Таня тоже боролась за то, чтобы очистить полуостров от криминала.
Как Таня протоптала тропу к местному милицейскому ведомству? Да очень просто — по знакомству. А последнее Татьяна делала легко. Женщиной она была незамужней, поэтому знакомств не чуралась. Вот так однажды познакомилась Таня с работником милиции по имени Вася (имя изменено). Отношения в первый же вечер знакомства стали довольно близкими. Вскоре парочка спелась и, что немаловажно, сработалась. Именно милиционер Вася раскрыл перед Таней двери правоохранительных кабинетов.
И пошли статьи, объединенные общей темой: проблемы и перспективы борьбы с оргпреступностью на полуострове. Это было начало 90-х, самого на тот момент маститого криминального авторитета — Александра Ткачева, по кличке Сахан, — в очередной раз арестовали в одной из гостиниц Молдавии. Таня об этом узнала чуть ли не первой, поэтому и осветила событие в прессе во всей красе. Милицейских начальников, которые тогда вели показательную борьбу с оргпреступностью, такой «пресс-атташе» очень даже устраивал, поэтому очень скоро во всех правоохранительных ведомствах Симферополя Таню приветствовали как свою.
Полцарства за карьеру
Наверное, нет ни одного гражданского, который не слышал бы о секретных милицейских базах. Правильно, такие базы называются АИПС — автоматизированная информационно-поисковая система, где в алфавитном порядке размещены буквально все криминальные элементы. Имя, отчество, фамилия, год рождения, место проживания, род занятий, связи и еще много важной и секретной информации.
Одна из таких крымских АИПС носила тогда название «Бизон». Понятное дело, что доступ к «Бизону» имели только работники милиции. И с этим было очень строго, вплоть до уголовного наказания. Но там, где есть правила, обязательно есть и исключения вместе с отступлениями от них. Получила доступ к «Бизону» и наша Таня. Помог ей в этом ее друг-милиционер. До сих пор никто, кроме Тани и еще нескольких лиц, не знает, каким образом ей удалось… скачать «Бизон» на дискету.
Это было неслыханно! По одной версии, в этом ей помог сам компьютерщик, работающий с АИПС. По другой, Вася распечатал «Бизон» на бумаге и уже в этом, бумажном, виде она попала Тане в руки. А потом (имеются, кстати, свидетели) Таня отнесла эти документы на работу, где несколько наборщиков в течение дня перепечатали весь «Бизон» и сохранили в электронном виде на дискете. Таня объяснила на работе, что документы важные и завтра, дескать, нужно их отдать… Может, так оно и было.
Когда Таня завладела «Бизоном», ее распирало от восторга. «Да с этой информацией такое можно сделать!» — говорила она своему другу. И сразу принялась за дело. Попрактиковаться и поразмяться решила на некоем Григории К. Эта личность являлась как бы посредником между милиционерами и бандитами. Очень умело взаимодействовал Гриша и с теми и с другими. Помимо всего этого, занимался он антиквариатом, даже считался одним из лучших экспертов Украины в этой области.
Но Таня поймала его на крючок совсем по другому поводу. Тогда Григорий с одним из бандитских банков Крыма занимался аферами. Они были связаны с поставкой чая. Таня, разузнав об этом по своим каналам (не из «Бизона»), начала шантажировать Гришу: дескать, а если братва узнает, что ты за их счет деньги «заколачиваешь»? Гриша испугался и согласился на все, лишь бы Таня помалкивала. И Таня сделала встречное предложение: она хотела, чтобы такой ушлый человек, как Гриша, помог ей выгодно продать базу данных «Бизон». Гриша согласился поучаствовать.
Наша Таня громко плачет…
Было решено собраться на следующий вечер у Гриши и все как следует обмозговать. Таня явилась к антиквару с неустановленным работником СБУ, Васю в тот вечер почему-то с собой не взяла. Антиквар встретил гостей достойно — стол ломился от яств и спиртного. Через несколько часов «обсуждения» троица уже еле держалась на ногах. Первым отправился в нокаут неустановленный работник СБУ. Ему прямо за столом стало плохо, Таня и Гриша отвели мужчину в туалет, и там бедного тошнило битых полчаса. Потом «потухла» и наша Татьяна.
Как она отключилась — не помнила, дал сбой слабый женский организм. На следующее утро она проснулась у себя дома. Таня с трудом начала припоминать прошлый вечер, голова болела, мысли путались, было так плохо, что хотелось умереть. А особенно нехорошо стало, когда Таня не нашла дома свою сумку, в которой лежала дискета. Ее охватил ужас. Она тут же кинулась к Грише-антиквару. Но как же ей стало легко, когда Григорий сказал, что он попросту забыл Танину сумку у себя дома, когда грузил женщину в такси. Оказалось, именно он отправил Таню домой, после того как она отключилась, а неустановленного работника СБУ оставил у себя дома. Таня проверила сумку — дискета была на месте. Она облегченно перевела дух.
Однако Татьяна рано радовалась. На следующий день в кабинет высокопоставленного генерал-лейтенанта милиции, на тот момент руководителя УБОП (к сожалению, этого правоохранителя уже нет в живых), зашел один из его подчиненных и положил на стол дискету. При этом служака доложил, что конкретные личности (назвал имена и фамилии) каким-то образом похитили «Бизон» и пытались продать информацию бандитам. Служака также доложил, что вовремя был проведен перехват и теперь дискета с АИПС «Бизон» на столе начальника. Последний впал в лютый гнев. В милицейских ведомствах начались масштабные проверки. С Татьяной все было просто: ей приказали раз и навсегда забыть дорогу в милицейские кабинеты.
Компьютерщик был уволен, Вася вроде как в немилость не впал, но начались у него после этого большие неприятности и на работе, и в личной жизни — пошла, как говорят, черная полоса. Последним провальным аккордом стало для него задержание «сейлемовца» Алексея Исаева по кличке Штирлиц. Тогда Вася проводил у Штирлица обыск, и тот выбросил в окно пистолет. Но нашлись свидетели, которые это видели…
В общем, «упаковали» Штирлица. При этом, как положено, составили протокол. Его Вася спрятал на ночь в сейф, а наутро… протокола там не оказалось. Видно, кто-то из людей в погонах решил проблемы «сейлемовца». Всем в этой ситуации было хорошо: и Штирлицу, и похитителю протокола, плохо было одному Васе, потому что его сделали крайним в этой истории. В общем, в итоге Васю из органов выперли. Известно, что теперь он живет в России и работает обычным участковым. Хотя Штирлицу все же не повезло больше. В марте 2008 года депутата Железнодорожного района Симферополя, избиравшегося по списку блока «Народная оппозиция», Алексея Исаева, кличка Штирлиц, арестовали. А в мае 2008 года он погиб от руки сокамерника, ударившего его заточкой-самоделкой.
Словом, с каждым судьба обошлась, как считала нужным. Но до сих пор остается открытым вопрос: как Танина дискета (а вернее, ее копия) попала на стол начальника УБОП. Версия лишь одна: наверное, когда Гриша отвозил Таню домой, очнулся неустановленный сотрудник СБУ и вспомнил, что он все-таки на задании. Скопировал «Бизон» и остался
у антиквара спать до утра, чтобы отвести от себя всякие подозрения. Возможно, так оно и было. Теперь уже этого никто не знает. Особенно мучается по сей день Татьяна. Все ломает голову: кто же ее так подставил?
Tweet