МУЗЕЙ НЕ ДЛЯ КАЖДОГО

В Музее криминалистики можно увидеть стреляющую трость, самодельный пулемет, нунчаки и самогонный аппарат из обычного чайника. Но попасть на территорию Национальной Академии внутренних дел Украины может далеко не каждый желающий.В Музей криминалистики билеты не продают. Экскурсии в нем проводятся только по определенным дням и только для избранных. Правоохранители уверены: простым обывателям глазеть на “криминальные” экспонаты не стоит. Мол, зачем травмировать неподготовленную психику. “УК” считает иначе. Вопреки запретам, нам удалось побывать в святая святых милицейской Академии.

Кресло Столыпина

Национальная Академия внутренних дел находится на Соломенской площади столицы. Мрачное серое здание сталинских времен окружает внушительный забор. Попасть на территорию учебного заведения можно через парадный и “черный” вход. Оба охраняются вооруженными сотрудниками внутренних войск МВД Украины. Получив заветный пропуск, я терпеливо жду провожатого. Накануне мне объяснили, что “гостям” самостоятельно разгуливать по академии запрещено.

Вскоре выходит капитан милиции, преподаватель кафедры криминалистики

Владимир Юсупов. Он один из авторов экспозиции криминалистики, которая

начала создаваться еще в середине 90-х годов минувшего столетия. Кстати,

поначалу она задумывалась как обычный учебный класс, и лишь спустя

десятилетие стала полноценной частью Музея истории МВД Украины.

“Собственно говоря, даже сегодня наша экспозиция является своеобразной

иллюстрацией к учебникам, – отмечает Владимир Юсупов. – Это ее основная

задача. В то же время мы располагаем уникальными экспонатами, которые нигде больше не увидишь…”

Действительно, все знают, что в 1911 году в Киевском оперном театре

застрелили премьер-министра Российской империи, министра внутренних дел Петра Столыпина. Но мало кому известно, что кресло № 17, в котором сидел Столыпин (на мягкой обивке до сих пор видны пятна крови политического деятеля) было изъято из театра сотрудниками царской “охранки”. Долгое время оно пылилось на складе. А затем перекочевало в Музей криминалистики.

Стреляющая авторучка

Еще одним старинным экспонатом музея является изготовленная киевскими

умельцами в конце 19 столетия стреляющая трость. Если приглядеться, можно увидеть на ее набалдашнике самый настоящий курок. Говорят, что эта тросточка стоила дороже фирменного немецкого и американского оружия!

Впрочем, вершиной искусства подпольных оружейников столицы считаются

стреляющие ручки. На первый взгляд, они ничем не отличаются от обычной

авторучки. Но стоит нажать на маленькую кнопочку, и из корпуса выдвигается готовый к стрельбе мини-ствол. Заряжали это оружие специальными, микроскопическими пулями.

В общей сложности, в музее хранится более 90 экземпляров винтовок,

карабинов, револьверов, пистолетов, автоматов и обрезов. Но мое внимание

привлекает примостившаяся в уголке мини-пушка. Она не больше 50 сантиметров в длину!

– Между прочим, это не игрушка, – улыбается Владимир Юсупов. В 1946 году сотрудник столичной милиции совершенно случайно поймал под Ирпенем двух подростков 14 лет. В момент задержания парни как раз испытывали свою “пушечку”. Они сделали ее на токарном станке, используя чертежи 17-18 столетия. Стреляет она отменно!

Нельзя не сказать и об изобилии нунчаков, сабель, ножей, кортиков,

кастетов, сюрикенов и трезубцев. Только представьте себе: все это

оружие использовалось во время совершения преступлений. В большинстве

случаев – убийств.

Любимые инструменты “медвежатников”

Киевские медвежатники, например, любили носить в своих кожаных

чемоданчиках кастеты или сюрикены. Эти вещицы можно использовать во время “поединка” с хитрым замком. Впрочем, основными инструментами ловкачей все же были фомки, наборы специальных ножей и отмычек. Это изрядно поржавевшее “добро” также представлено на стендах музея.

– Профессия “медвежатник” канула в лету, – говорит Владимир Юсупов. Нынче замки напичканы электроникой, и простой отмычкой их не откроешь. Но еще 30 – 40 лет назад в столице можно было найти настоящих профессионалов своего дела. На их счету числились ограбления крупнейших фабрик, заводов и банков. Отмечу, что преступники прекрасно знали, что не могут себе позволить роскошь попасться в руки правоохранителей (согласно Уголовному кодексу СССР, за кражу государственного и коллективного имущества могли приговорить к высшей мере наказания – расстрелу) и работали очень аккуратно.

Профессию взломщика, пожалуй, можно сравнить только с работой

фальшивомонетчика. Она требует такой же ловкости рук, таланта и воистину

вселенского терпения. Первым “ювелиром” денежных подделок исследователи считают известного философа Диогена, – он подделывал золотые монеты! А в историю украинской криминалистики навсегда вошел обычный шофер Виктор Баранов.

Барановские матрицы

В 60-е годы минувшего столетия управление эмисионно-кассовых операций

Госбанка СРСР выяснило, что в обращении “ходит” больше денег, чем было

выпущено. Высшее руководство МВД и КГБ получило приказ срочно разобраться в происходящем. Но долгое время усилия правоохранителей не приносили результатов. Выдвигалась даже версия о том, что появление липовых купюр – дело рук ЦРУ. И лишь спустя несколько лет милиции удалось задержать “подпольных” дел мастера – Виктора Баранова.

Ничем не примечательный шофер создал у себя дома настоящую мастерскую по изготовлению липовых денег. На фабрике Госзнака такое оборудование бы заняло несколько цехов! Установленный в доме преступника пресс давал давление больше 100 килограмм на квадратный сантиметр, а нумератор позволял изменять номера на каждой купюре. Более того: первая экспертиза изъятых “барановок” сделала выводы, что деньги являются настоящими. И лишь более позднее исследование (оно было проведено в Москве) полностью доказало вину преступника.

Согласно действовавшего в те годы законодательству Виктору Баранову

“светил” расстрел. Но суд принял во внимание его раскаяние. И заявление

сотрудников Госбанка, которые сообщили, что принимают его на работу! В

результате фальшивомонетчик был приговорен к наказанию в виде 12 лет

лишения свободы. Все эти годы он тесно сотрудничал с Монетным двором СССР. Сегодня Виктора Баранова уже нет в живых. Но его “четвертаки”,

“пятидесятки” и матрицы хранятся в Музее криминалистики.

Фальшивые деньги, липовые документы и золото, фальсифицированные

Алкогольные напитки, сотворенный из обычного чайника (его крышка приклеена обычным тестом) самогонный аппарат, маковые головки и глиняный слепок отпечатка ноги преступника, – вот далеко не

полный перечень экспонатов музея, в котором довелось побывать. Возможно, практика “закрытости” этого – специфического – заведения в ближайшее время будет пересмотрена. Ведь даже в аналогичный музей СБУ сегодня можно “просочиться” с экскурсией.

Инна Майская, специально для “УК”

You may also like...