«Аэросвит» – государству: «пролет» нормальный! Часть 1
Циничный «эксперимент» «Аэросвита» над государством продолжается – несмотря на международные обязательства Украины и угрозу безопасности пассажиров. С такой репутацией Украине еще долго придется стучаться в «двери» ЕС и НАТО, ведь в цивилизованном мире принято придерживаться взятых на себя обязательств. И еще: кто, кому и что «занес»? Не так давно СМИ запестрили «оптимистической» новостью: государственный международный аэропорт «Борисполь» (ГМА «Борисполь») и известный авиаперевозчик «Аэросвит» хотят совместно реконструировать «Борисполь» как единый технологический комплекс. При этом якобы будет учитываться возможность сооружения и эксплуатации его объектов разными собственниками, в том числе и «Аэросвитом».
Из всего многословия новостных сообщений наиболее примечательными являются фразы «хотят» и «в том числе и «Аэросвитом». Почему? Да потому что экономическими интересами «Борисполя» (читай – государства, поскольку согласно постановлению КМУ от 23.12.2004 № 1734 ГМА «Борисполь» входит в перечень предприятий, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства) не то что никто не интересуется, а наоборот – аэропорт всячески «ущемляют» в угоду одной авиакомпании. Как раз той самой, которая «в том числе».
В принципе, этого быть не должно. Именно – не должно, поскольку слово «невозможно» успешно оспаривалось как предыдущим правительством (в компании есть «доля» зятя бывшего президента страны Л.Кучмы). Так и некоторыми сегодняшними госструктурами, среди которых не последнюю роль играют Министерство транспорта, Госавиаслужба и СНБО. И при этом государственных чиновников не заботит тот факт, что стратегическому предприятию страны наносятся многомиллионные убытки, государственная казна недополучает десятки миллионов гривен, а авиационный имидж страны стремительно переходит в крутое пике. Впрочем, обо все по порядку.
Чиновничья свита «Аэросвита»
«Аэросвит» – компания известная: редкий украинский пассажир не летал ее рейсами. Но не все знают, какими средствами компания добилась монопольного положения на рынке, как устраняла конкурентов, убирала нежелательных руководителей других авиакомпаний. И даже рисковала жизнью пассажиров, используя «старые калоши» государственных авиаотрядов-субподрядчиков. А когда самолет «Як-42» разбился в Салониках, авиакомпания даже не захотела выплатить компенсацию родственникам погибших.
Известен «Аэросвит» и своими покровителями, успешно приспособившимся в современных «постпомаранчевых» реалиях. Не все сегодня в «Аэросвите», конечно, «тип-топ» (сменился Президент). Но многое из того, что продолжает приносить этой авиакомпании баснословные барыши, по-прежнему осуществляется за счет государства. То есть частный бизнес семьи Л.Кучмы продолжает паразитировать на кармане «пересічного» гражданина Украины.
В этом контексте показательным примером является рассмотрение хозяйственным судом Киевской области спора между ГМА «Борисполь» и «Аэросвитом» – о взыскание полученных авиакомпанией незаконных скидок на сборы за аэропортное обслуживание в аэропорте «Борисполь». Которые устанавливались приказами Министерства транспорта Украины, а позднее – Государственной службой Украины по надзору за обеспечением безопасности авиации (Госавиаслужбы). Это «хозяйственное» дело интересно тем, что (в который раз!) госпредприятию приходится доказывать, что «за його же жито його ж і бито».
Напомним, что в 2002 году Министерством транспорта Украины проводился широко разрекламированный эксперимент по восстановлению объемов авиаперевозок на внутренних авиалиниях Украины. И повышению скорости перевозок, удобства, комфортабельности и безопасности полетов. Суть эксперимента состояла в том, что авиакомпаниям, которые выполняли внутренние регулярные рейсы, предоставлялись скидки по уплате сборов за аэропортное обслуживание в аэропортах Украины при выполнении международных рейсов. Таким образом планировалось стимулировать авиаперевозчиков для осуществления внутренних рейсов: чем больше регулярных рейсов на внутренних линиях – тем больший размер скидок предоставляется при выполнении международных рейсов.
На первый взгляд, действительно правильный и нужный шаг, ведь развитие внутреннего рынка авиационных перевозок крайне необходимо. Однако при этом внутренние перевозки (то есть частный капитал) дотировались исключительно одними государственными аэропортами. Что замалчивалось. А само государство не получало значительных сумм сборов, которые должны использоваться, в том числе, и для повышения авиационной безопасности в аэропортах Украины. Но кого это волновало? Главное, что есть соответствующие «бумажки». Правда, «соответствовали» они только интересам «Аэросвита». То есть Виктора Пинчука, зятя Л.Кучмы.
Действительно, приказом Министерства транспорта Украины от 29.12.1997г. № 459 «Об утверждении аэропортных сборов за обслуживание воздушных судов в Международном аэропорту «Борисполь» ГМА и впрямь было предоставлено разрешение на предоставление скидок на аэропортные сборы при заключении соглашений (договоров) с авиакомпаниями на аэропортное обслуживание – до 30%. Но указанный приказ не был приведен в соответствие с постановлением КМУ от 12.11.1999г. № 2080 «О мероприятиях по завершению реализации проекта реконструкции летной зоны №1 Государственного международного аэропорта «Борисполь».
Говорить о различных весовых категориях приказа Минтранса и постановления КМУ как-то неловко. И все же в данном случае невидимый, но всемогущий рефери явно свистел в одни ворота. Поскольку вопреки всему, в соответствии с приказами Минтранса Украины от 06.06.2002г. № 369 и от 21.06.2002г. № 418 с 1 июля 2002 года по 30 сентября 2002 года этот эксперимент таки был введен в действие.
Разумеется, что осуществление расчетов и установление скидок на аэропортные сборы ежемесячно обеспечивалось Министерством транспорта Украины – на основании предоставленных отчетов авиакомпаний и аэропорта «Борисполь», путем утверждения министерством соответствующих приказов.
Действие эксперимента было продлено лишь до 26 октября 2002 года (в соответствии с приказом Министерства транспорта от 24.10.2002г. № 749). Но! Начиная с августа 2002 года и по апрель 2004 года, благодаря опять-таки приказам Министерства транспорта Украины, ГМА «Борисполь» при проведении расчетов с авиаперевозчиками… продолжал учитывать скидки, установленные названными приказами. О чем думали чиновники – не известно. Но от такого «эксперимента» государство ежегодно теряло миллионы гривен.
Лишь по результатам проверки ГлавКРУ Украины финансово-хозяйственной деятельности ГМА «Борисполь» за 2004 год было выяснено, что в результате «эксперимента» только в 2003 году из госбюджета в карман пинчуковской авиакомпании было «сброшено» около 11,2 миллиона гривен. А всего ГМА «Борисполь» недополучил около 53,1 миллиона гривен, из которых около 5,6 миллиона недополучил госбюджет. Деньги «улетели» на крыльях «Аэтосвита».
С апреля 2004 года предоставление аэропортом скидок авиаперевозчикам было прекращено. Однако «Аэросвит» уже не мог оторваться от государственного «пирога». Правда, теперь на защиту его интересов выступила Госавиаслужба.
На законы – с высоты полета…
И вот, в соответствии с приказом Госавиаслужбы от 14.09.04 № 50 «Борисполем» – с 1 мая 2004 года – снова были проведены перерасчеты сумм аэропортных сборов авиаперевозчикам с учетом скидок. «Нюанс» заключался в том, что этот приказ был выдан задним числом (!). И органом, не имевшим на то полномочий – поскольку «Положение о Госавиаслужбе» было подписано несколько позднее, чем появился на свет приказ № 50.
Более того: необходимо отметить, что все вышеупомянутые нормативные акты Министерства транспорта Украины и Госавиаслужби Украины (за исключением приказа Минтранса от 29.12.1997г. № 459) не были согласованы в установленном порядке с Министерством экономики Украины. А также не были зарегистрированы в Министерстве юстиции Украины. Что противоречит требованиям постановления Кабинета Министров Украины от 25.12.1996г. № 1548 «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов относительно регулирования цен (тарифов)», на которое ссылаются упомянутые ведомства при утверждении настоящих приказов.
Вследствие этого аэропорт «Борисполь» и в 2005 году продолжал дотировать развитие частной авиакомпании! А государственный бюджет – терять миллионы гривен от непоступления отчислений части чистой прибыли государственных предприятий.
И это в то время, когда ГМА «Борисполь» задействовал значительные кредитные средства банков ФРГ под гарантии Правительства для реконструкции летной зоны № 1 аэропорта!
Впрочем, граждан нашей страны «Аэросвит» также не жаловал. Как известно, в авиабилете отдельной строкой пробивается стоимость «пассажирского сбора». Понятно, что при получении скидок авиакомпанией на аэропортные сборы, размер пассажирского сбора – по логике – тоже должен был несколько уменьшен.
Но в действительности это не произошло – «Аэросвит» исправно получал миллионные скидки, а пассажиры исправно платили полную стоимость сборов.
Ко всему прочему, следует отметить, что не только национальными интересами пренебрегает «Аэросвит». Рассматривая вышеупомянутое хозяйственное дело, суд Киевской области пришел к заключению, что установление уполномоченными государственными органами преференций национальным авиаперевозчикам по уплате данных сборов не только противоречит действующему законодательству Украины, но и нагло попирает международные обязательства Украины.
Так, ст. 15 Чикагской Конвенции о международной гражданской авиации 1944 года (своеобразная международная «конституция» в сфере авиации) предусматривает, что аэропортные сборы для международных авиаперевозчиков не могут быть выше сборов, которые взимаются с национальных авиаперевозчиков при осуществлении международных авиаперевозок. То есть, установление любых льгот для национальных перевозчиков является нарушением требований Конвенции.
Но ведь согласно Закону Украины «О международных договорах», действующие международные договоры подлежат добросовестному соблюдению Украиной в соответствии с нормами международного права. Парадокс, но обязанность по соблюдению и выполнению обязательств, взятых по международным договорам Украины, Закон возлагает на министерства и прочие центральные органы исполнительной власти.
Минтранс и Госавиаслужба их и «соблюдали»… И продолжают «соблюдать», поскольку и сейчас, вопреки решению хозсуда (которое «Аэросвит», конечно же, оспорил в апелляционной инстанции), Госавиаслужба разрабатывает проект нового приказа, которым предполагается продолжение незаконной практики установления скидок на злосчастные сборы.
Таким образом, «эксперимент» над государством продолжается, несмотря на международный договор! С такой репутацией Украине еще долго придется стучаться в «двери» ЕС и НАТО, ведь в цивилизованном мире принято придерживаться взятых на себя обязательств.
Да что там международные договора! Ведь даже согласно п. 4 постановления КМУ от 12.11.1999г. № 2080, которое является действующим и по настоящее время, аэропортные сборы за обслуживание воздушных судов в ГМА «Борисполь» определяются без предоставления льгот относительно их уплаты.
Впрочем, чиновников Кабмина и Минтранса в частности, связанных с «Аэросвитом» одной цепью, никакие преграды не пугают. Тем более, что чуть-чуть поднапрягшись, в недалеком будущем можно сделать так, что государственный «Борисполь» вообще будет делать все, что захотят владельцы «Аэросвита». Речь идет о непрекращающемся земельном споре с участием все тех же лиц.
Письма издалека…
Пользуясь покровительством предыдущих властей, в 2004 году «Аэросвит» успел незаконным путем приобрести у государства земли аэропорта под строительство своего собственного терминала. Наверное, не надо пояснять, что все документы от «имени» аэропорта подписывали уже бывшие его руководители, на которых тогда осуществлялось давление со стороны президентской администрации.
Приватизировав земли в непосредственной близости от главного административного здания аэропорта «Борисполь», «Аэросвит» вообще почувствовал себя полноправным хозяином. И это при том, что нынешнее руководство аэропорта неоднократно заявляло о том, что территория авиакомпании блокирует подъезд к имеющимся терминалам. И что именно на этой территории расположены коммуникации, обеспечивающие безопасность полетов.
По иронии судьбы именно организация, которая призвана защищать безопасность страны (СНБО) приняла активное участие в этом споре. Что показательно – не на стороне государства.
23 ноября минувшего года Анатолий Кинах, Секретарь СНБОУ, обратился с письмом к Президенту Украины Виктору Ющенко. Стиль письма можно охарактеризовать как «запопадлывый», а содержание – коррупционное. Мы позволим себе привести текст этого письма без купюр:
«Глубокоуважаемый Виктор Андреевич! Разрешите обратиться к Вам за поддержкой в разрешении проблемы развития аэропорта «Борисполь» в связи с ее чрезвычайной важностью. На этапе формирования Украины, как значимой транзитной державы Европейского сообщества, одна из определяющих ролей должна быть отдана развитию аэропорта «Борисполь», как Международному восточноевропейскому транзитному узловому аэропорту (так называемому ХАБу). По поручению Кабинета Министров Украины сейчас разрабатывается «Концепция развития аэропорта «Борисполь» на период до 2020 года».
Ключевая роль по этой концепции отводится обеспечению строительства Международного транзитного терминального комплекса, который будет сооружаться за счет кредитной линии Правительства Японии. Однако, даже по оптимистическому сценарию развития событий, этот комплекс может быть введен в эксплуатацию не ранее 2009 года (лукавит г-н Кинах: на недавнем совещании Минтранса и «Борисполя» было решено ввести «японский» терминал не позднее 2007 года – Авт.), но уже сегодня аэропорт чрезвычайно перегружен и его фактическая потребность в пропускной способности иногда превышает расчетную более, чем в два с половиной раза. Проблему необходимо решать немедленно. Такая ситуация создает чрезвычайно негативный имидж для Украины, поскольку аэропорт «Борисполь» является фактически «парадными воротами Украины».
Реальным решением этой проблемы могло бы стать немедленное возобновление строительства первой очереди терминального комплекса за счет собственных и привлеченных средств самой большой в Украине авиакомпании «Аэросвит» без каких-либо средств и гарантий со стороны государства. Такое решение было утверждено в декабре 2003 года на расширенной коллегии Министерства транспорта Украины и фактически строительство терминала начато в октябре 2004 года. Дальнейшее строительство, в том числе и за средства Правительства Японии, возлагается на аэропорт «Борисполь». Эти два терминала составляют единый технологический комплекс родственной архитектуры с существующим и будущими терминалами аэропорта и не составляют конкуренции друг другу.
Учитывая исключительную важность обеспечения наискорейшего развития и модернизации аэропорта «Борисполь», просил бы Вас, Глубокоуважаемый Виктор Андреевич, дать соответствующие поручения министерствам и ведомствам».
Среди всего этого подобострастного словоблудия наиболее значимым является пассаж о том, что «Реальным решением этой проблемы могло бы стать немедленное возобновление строительства первой очереди терминального комплекса за счет собственных и привлеченных средств самой большой в Украине авиакомпании «Аэросвит» без каких-либо средств и гарантий со стороны государства».
Следует заметить, что незадолго до этого новый губернатор Киевщины Евгений Жовтяк сообщал журналистам об отмене всех решений обладминистрации о передаче компании «Аэросвит» земельных участков в районе международного аэропорта «Борисполь». По его словам, данное распоряжение было принято с грубыми нарушениями. В частности, для его принятия необходимо было согласования с рядом министерств. Однако, как и в случае со скидками на аэропортное обслуживание, никто не спешил этого делать. Более того, Киевская обладминистрация даже выиграла дело спорных землеотводов в судах первой инстанции.
Но неожиданно, после отставки правительства Тимошенко, новоназначенный глава СНБО начинает отчаянно лоббировать интересы «Аэросвита», читай – В.Пинчука. Какое непосредственное отношение имеет Кинах к проблемам аэропорта «Борисполь» – абсолютно непонятно. Может быть, речь идет о банальном «заносе» очередному «секретарю» членами семьи Кучмы?
Самое удивительное, что Президент Ющенко инициативу поддерживает! И сегодня уже подписано мировое соглашение между представителями Минтранса, Госавиаслужбы и «Аэросвитом». Что автоматически узаконивает незаконное отчуждение земли аэропорта «Борисполь».
Чем все это может закончиться для государства? «Аэросвит» реально заблокирует развитие той части аэропорта, которая принадлежит государству. Что в дальнейшем приведет к неминуемому банкротству «Борисполя». И тогда никаких скидок ни у кого не надо будет выпрашивать. А государство в очередной раз «пролетит» – теперь на крыльях «Аэросвита».
Алексей Святогор, адвокат, специально для «УК»
(читайте далее: история самолетного парка «Аэросвита»; неизвестные авиапроисшествия с участием бортов «Аэросвита»; как «пробивался» частный терминал в Борисполе; кто из высших должностных лиц государства и Минтранса и как лоббирует интересы «Аэросвита» в ущерб государству – поименно; Министр транспорта – кто его “поднял”, загадочная смерть гражданина Д.Загороднего – делового партнера Министра транспорта и т. д…)
Tweet