Сельские дороги персонального значения
На Украине, как и в России, две большие беды – дураки и дороги. На днях ровенская областная дорожная служба “с уважением” преподнесла губернатору Ровенщины ко дню рождения “подарок”: проложила асфальтную дорогу к селу, в котором появился на свет маленький Вася. “Презент” обошелся госбюджету в 2,4 миллиона гривен. По всей видимости, ровенские чиновники взяли пример с “Киевоблдора”. Который в июле “подарил” президенту Виктору Ющенко шикарную дорогу стоимостью 4,2 миллиона бюджетных гривен – от с.Новые Безрадичи Обуховского района до главной президентской пасеки на хуторе Капустяна. Усовершенствованием “дорог в детство” ранее прославился Л. Кучма и многие другие политики.Сельский “автобан” имени Червония
Новость о том, что ко Дню Независимости на Ровенщине проложили асфальт к родному селу губернатора Василия Червония, показалась бы анекдотом. Если бы не обстоятельство, которое подметили местные журналисты из газеты “Рівне вечірнє” (№62, 25.08.2005 года). “Подарок” областному назначенцу ко дню рождения, которое якобы совпадает с Днем Независимости, сделал не кто-либо, а Федор Жежук, последний из “ровенских могикан” прошлого режима. Он не только не был уволен и не уличен во всех грехах, а, наоборот, – прекрасно сработался с “прозрачной” властью.
Любой водитель без опознавательных знаков легко определяет момент заезда в Ровенскую область. Таких разбитых дорог, наверное, нет больше нигде по всей Украине. Причина – в области на дорожном строительстве больше воровали, чем где-либо. И если на Волыни или Житомирщине от украденного оставалось хоть что-то для ремонта и строительства дорог, то в Ровенской области – практически ничего. После выборов все ждали, что новая власть как следует проверит деятельность дорожных служб, на средства которых во времена “преступного режима” финансировалась уйма политических акций. Народ надеялся узнать, кто и куда “зарыл” те самые миллионы, которые ежегодно выделяются на строительство и ремонт дорог, но никак на состояние этих самых дорог не влияют.
Несмотря на кажущиеся будто бы невеселые перспективы, главный дорожник Ровенской области Федор Жежук не только “выжил”, но и воплощает в жизнь сомнительные проекты нового губернатора. Накануне 24 августа ровенские дорожники заасфальтировали 7,5 километра дороги в Березнивском районе, от края села Моквин до центра села Друхов, где в родильном отделении сельской больницы 47 лет тому назад якобы родился нынешний глава облгосадминистрации. Свежеуложенный асфальт оканчивается за несколько метров до стен, где прозвучали первые крики Василия, который со временем стал Червонием. Возможно потому, что сейчас там находится Березнивский территориальный центр социальной защиты населения, попросту – богодельня. Вид ее “насельников” вызывают отнюдь не светлые думы. Табличку “Здесь родился известный украинец В. Червоний” на стенах приюта не повесишь.
Зато в центре села чернеет свежеуложенный асфальт, белятся-красятся ограды, а в стороне от дороги напротив церкви несколько рабочих старательно выравнивают площадку, в центре которой небольшой фундамент. Здесь патриот Василий Червоний планирует установить памятник воякам УПА.
По словам того же Федора Жежука, на строительство дороги ушло 2,4 миллиона гривен из 15 миллионов, которые Червоний “выбил” из госбюджета для Ровенщины. Главный дорожник области отрицает, что дорогу в Друхово проложили потому, что там родился губернатор. “Есть много причин. В первую очередь – это обездоленный край, люди там больше других пострадали за независимую Украину, их жгли, выселяли… Нужно было их как-то отблагодарить”, – цитирует слова Жежука “Рівне вечірнє”.
Правда, непонятно, почему из 34 ровенских сел, в которых и по сей день нет дорог с твердым покрытием, пальма первенства досталась Друхово. Смеем предположить, что этот выбор все-таки связан с историческим местом рождения Василия Червония. Сомнения еще более развеиваются, если внимательно послушать господина Жежука дальше. По его словам, до 14 октября (дорогая сердцу Червония дата основания УПА) планируется проложить дорогу дальше на семь километров через село Погореловка до села Грушевка. Согласно официальной биографии, нынешний ровенский губернатор родом из… Погореловки. Как утверждают местные жители, так оно и есть. Просто в Друхово Червоний родился, а после того, как семью оставил отец, жил с матерью в Погореловке. С другой стороны, чтобы проложить дорогу в Погореловку, строители никак не могли “обойти” Друхово.
До 2010 года Ровенская область планирует получить из госбюджета 600 миллионов гривен для строительства новых дорог. Много это или мало? Судите сами. Один километр дороги общего значения стоит 300-500 тысяч гривен. Таким образом, по максимальным расценкам ровенские дорожники собираются проложить 1 200 километров асфальта. Однако, по словам того же Жежука, не во все населенные пункты области целесообразно прокладывать трассу, потому что во многих селах проживает всего по пару семей. Дешевле их отселить.
Как вы думаете, на что пойдут выделенные средства? На благоустройство региона? Как бы ни так! Уже сегодня звучат заявления о том, что один километр “европейского” дорожного покрытия стоит не менее 1 миллиона гривен! Как говорят в рекламе, почувствуйте разницу. Кто там точно сможет проверить, сколько денег ровенские дорожники “вкатали” в асфальт, а сколько – положили на собственные счета?..
Добро пожаловать к… пчелкам!
К какому празднику дорожники из “Киевоблдора” строили шикарную дорогу длиной 7,1 км от села Н.Безрадичи к хутору Капустяна – не известно. Но теперь – однозначно – хуторок войдет в анналы украинской истории и станет населенным пунктом прямого президентского правления. Дело в том, что в этом “аппендиксе” Старых и Новых Безрадичей располагается пасека Президента Виктора Андреевича Ющенко. По информации газеты “Бизнес” (№27, 4.07.2005 года), чтобы главе государства было удобно посещать своих подопечных членистоногих медоносов, прямо к ульям проложили трассу, которая обошлась государству в 4,2 миллиона гривен.
То, что дорога строилась специально “под Ющенко”, подтверждают местные жители и ее “траектория”. Из Старых Безрадичей она устремляется прямо к хутору Капустяна. По ее пути строители создали видимость того, что трасса такого же качества расходится в разные стороны к домам сельчан. Десять – двадцать метров на любом повороте в сторону от основного маршрута – и вы выезжаете на банальную “грунтовку”.
Это не первый случай такого “избирательного” строительства дороги для Ющенко. Когда нынешний украинский президент возглавлял Кабинет министров, то к его родному селу Хоружевка тоже была проложена асфальтированная трасса. Одни говорят, что строительство финансировал родной брат Президента, народный депутат Петр Ющенко. Но в официальных списках украинских миллионеров фамилию Петра Андреевича пока никто не встречал. Не мог же брат обманывать государство и скрывать свои реальные доходы от налоговой инспекции?
По другим данным, финансы на строительство дороги к Хоружевке без труда выбил сам Виктор Андреевич. Тогда в его руках была вся экономика страны. Плюс-минус пару миллионов долларов на бюджете никак не скажутся. Зато добро сделал односельчанам – могут пользоваться красивой дорогой…
Но и Виктор Ющенко не первый, кто с помощью качественного асфальта соединил свою малую родину с цивилизацией. Первенство в этом начинании принадлежит второму украинскому президенту Леониду Кучме. По его распоряжению от Новогород-Северского до его родного села Чайкино в Черниговской области была проложена суперсовременная дорога. Говорят, один километр покрытия стоил свыше 1 миллиона гривен. Стратегического значения она не имеет. Даже ее местное значение – не оправдано. Потому что из Чайкино до райцентра ездит рейсовый автобус всего два раза в день: утром и вечером.
Кроме того, село фактически вымирает, работы нет, молодежь пытается выехать в Чернигов. Зато посреди села красуется церковь с золотыми куполами. Перед храмом площадь – устланная плиткой “от Омельченко”. Тут же возведен мемориал всем павшим в годы Второй мировой войны односельчанам. А через дорогу – здоровенный дом в три этажа. По словам чайкинцев, здесь “будет музей Кучмы”. Кстати, в Хоружевке туристам уже показывают “хату-музей”, где родился и вырос нынешний Президент.
Бывший кандидат в президенты Виктор Янукович не отставал от Президентов Кучмы и Ющенко. Будучи премьер-министром, Виктор Федорович облюбовал “дачу Щербицкого”. Так называет эту резиденцию “Межгирье” простой люд в селе Новые Петровцы Вышгородского района. Янукович затеял там грандиозный ремонт и строительство. Заодно не пожалели денег и построили замечательный “автобан”. Естественно, за государственный счет. Но всласть быстрой ездой “до дому” В.Янукович насладиться так и не успел…
В заключение напрашивается вопрос – может, на Украине стоит почаще менять власть предержащих? Тогда на Украине проложат много хороших новых дорог. Пусть даже персонально-сельского значения. Люди-то ведь повсюду живут.
Виктор Андреев, специально для “УК”