Горе от безумия. Россия бьет рекорды по числу психически нездоровых людей

Недавно в Москве арестован шизофреник, который убил и съел собутыльника. Несколькими днями ранее другой мужчина ночью бегал с ножом по автозаправочной станции и резал всех, кого встречал. Психиатры признают: предупреждать обострения у психически больных удается только с помощью родственников, а одиноко живущие попадают к врачам уже после того, как что-то натворят.

Медики также утверждают, что психическими заболеваниями на протяжении жизни болеют не менее четверти населения, но большинство заболевших не обращаются к психиатру даже при наличии явных симптомов.

…Части тела Ильи Егорова, которого убил и расчленил состоявший на учете у психиатра Николай Шадрин, собирали в разных районах столицы всю минувшую неделю. Напоследок в минувшую субботу в Филевском парке нашли голову, а самого Шадрина задержали в его квартире, когда тот готовил себе на ужин печень Егорова. Адвокат пытался списать действия людоеда на его болезнь, но суд арестовал Шадрина на два месяца. Судья не принял во внимание ни заявление людоеда, что в совершенном им виноваты «люди» (обвиняемый не пояснил какие), ни расстройство памяти: Шадрин не смог сообщить, за что он уже был судим.

Преступление можно было предотвратить, если бы страдающего шизофренией Шадрина положили в больницу, не дожидаясь обострения. Однако в современных российских условиях это невозможно, поясняет «НИ» исполнительный директор Независимой психиатрической ассоциации Любовь Виноградова: для помещения в больницу человек должен «совершить какие-то действия – физическая агрессия, бегает с топором». Прочим гражданам остается лишь уповать на то, что они не окажутся в ненужное время в ненужном месте. Как произошло с работниками автозаправочной станции на Бутырской улице в Москве. В ночь на 11 мая туда пришел лысый двухметровый мужчина с ножом, убил двух и тяжело ранил еще двух работников АЗС и (это засняли камеры наблюдения) спокойно ушел, ничего не похитив.

На психиатрическом учете в нашей стране состоят 1,67 млн. человек. Это те, у кого выявлено психическое заболевание. Еще 2,16 млн. человек числятся как обращающиеся «за консультативной помощью»: это формально здоровые люди, которые, тем не менее, вынуждены ходить к психиатру. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ситуация гораздо хуже: от психических расстройств страдают не менее 10% россиян (14–15 млн. человек). Самое распространенное из расстройств – депрессия, симптомы которой – устойчивое уныние и потеря интереса ко всему.

Эксперты ВОЗ утверждают, что депрессия является одной из основных причин инвалидности и главной причиной самоубийств, по числу которых Россия все последние годы входит в число лидеров (27 на 100 тыс. населения в год против 4–5 в Западной Европе). Психические расстройства имеют около 20% российских подростков в возрасте от 14 до 19 лет, а свыше миллиона пожилых россиян страдают от различных форм старческого слабоумия.

Больных шизофренией в России, по оценкам ВОЗ, – около 900 тыс., еще для 250–300 тыс. характерно «маниакальное состояние» – неконтролируемое возбуждение. Распространены также навязчивости (когда человек зацикливается на какой-то мысли или действии), фобии (боязнь чего-то, например высоты, закрытых помещений) и патологические влечения (удовлетворение сексуальной потребности извращенным способом, например педофилия).

По прогнозам ВОЗ, не менее четверти взрослых в течение жизни хотя бы раз переболеют каким-то психическим расстройством. Любовь Виноградова более категорична: в течение жизни каждый человек в какие-то моменты если не заболевает, то находится на грани болезни и нуждается в помощи психиатра. При этом «болезнь может возникнуть на пустом месте: вчера был здоров, а сегодня проснулся с галлюцинациями».

Это произошло в конце минувшего года с жительницей города Карпинск Свердловской области 31-летней Татьяной Ваулиной. Женщине показалось, что муж собирается ее бросить и уйти с ребенком к другой женщине, и в один из дней Татьяна зарезала ножом пятилетнего сына, а потом вскрыла себе вены. Женщину спасли и приговорили к 10 годам тюрьмы с принудительным лечением у психиатра. Родственники потом вспоминали, что накануне Татьяна весь день беспокойно ходила по квартире, потом ночью плохо спала, но утром вроде бы взяла себя в руки и даже сходила с сыном в поликлинику за справкой – на следующий день ребенка должны были отправить в детский сад.

На ранних этапах психиатр может выявить заболевание, но нужно, чтобы человек попал на прием, рассказывает Любовь Виноградова. По ее словам, работа с этим обстоит неудовлетворительно: психиатры профилактические осмотры не проводят, а граждане, которым помощь уже необходима, не идут на прием, так как не считают себя больными. Кроме того, люди опасаются, что визит к психиатру приведет к постановке на учет и запрету на многие профессии, а также на вождение автомобиля.

Г-жа Виноградова считает, что эти страхи необоснованны: диагноз о наличии психического заболевания ставит не один психиатр, а комиссия из трех врачей, положить же в психиатрическую клинику человека без его согласия можно только по решению суда. Психиатр одной из столичных больниц Елена говорит «НИ», что иногда врачи общей практики присылают пациентов из числа тех, кто к ним обратился. Но там самый распространенный диагноз – «ипохондрический бред», когда человеку кажется, что у него какой-то орган воспалился и даже перемещается по телу, а на самом деле ничего не перемещается и не воспалилось.

В большинстве случаев психические заболевания проявляются в возрасте до 25 лет, но заболеть люди могут и в 40–50. Психиатры называют это «поздним дебютом». Симптомы, по которым можно определить начало болезни: бессонница, длительное беспричинное снижение настроения или длительный беспричинный подъем. Нарушается общение с людьми: человек либо погружается в себя, либо демонстративно привлекает к себе внимание.

Легкая степень нарушений называется неврозом. Такой человек понимает, что с ним что-то не в порядке, но осознает реальный мир, а нарушения в поведении если и есть, то негрубые и проявляются в неадекватных эмоциональных реакциях. С точки зрения психиатрии невротики – здоровые люди, им надо лишь помочь правильно организовать свою жизнь. Более сильная степень нарушений – психозы. Здесь восприятие реального мира искажено, появляются расстройства мышления (бред), восприятия (галлюцинации), памяти (амнезия), движения (кататония, когда больные застывают в нелепых позах). Но, самое главное, человек не может критически воспринимать свое состояние и не считает, что ему требуется помощь врача.

Эксперты ВОЗ утверждают, что доля психически больных в населении России сейчас велика как никогда. Это произошло из-за того, что появились новые причины возникновения болезней. Раньше заболевания в основном были эндогенными (генетические нарушения работы мозга) и атрофическими (разрушение мозга в старческом возрасте).

Теперь же многие заболевают из-за травм головы в автомобильных авариях, раковых опухолей мозга и после приема наркотиков. Интернет, по мнению психиатров, для психического здоровья граждан не опасен, но может ускорить начало заболевания у некоторых людей, например у шизоидов. Это малообщительные, малоэмоциональные и не придающие значения своему внешнему виду люди, которым компьютер может заменить тот минимум контактов с окружающими, который у них есть.

Нестабильность и стрессы также провоцируют начало психического заболевания. Психиатр Елена приводит пример, когда мужчина заболел после незаконного, по его мнению, увольнения с работы. Вначале он судился с работодателем, потом счел, что проиграл суд из-за причастности спецслужб, потом вообразил, что за ним следят и, в конце концов, едва не убил жену, которую посчитал агентом ФСБ. Директор Центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского Зураб Кекелидзе отказался комментировать «НИ» ситуацию с контролем за потенциально опасными психически больными гражданами под предлогом, что «это может повлиять на судебные решения». Любовь Виноградова более откровенна: вся надежда на родственников, которые могут добиться постановки на учет или инициировать госпитализацию.

Постановка на учет означает, что гражданину нужно будет регулярно посещать психиатра. Как часто – решают в каждом конкретном случае: от раза в неделю до раза в год. Кроме того, психически больным выписывают лекарства, которые те должны регулярно принимать. Следить за этим опять же должны родственники. А если больной живет один, как московский людоед Шадрин, проверять, пьет ли он положенные таблетки, некому. На учет ставят не пожизненно. Диагноз могут снять через пять лет «стойкой ремиссии» – когда болезнь никак себя не проявляет.

Психически больных – меньшинство, а вот неврозами болеют свыше 90% граждан, утверждает в беседе с «НИ» бывший главный психотерапевт Ростовской области, академик РАЕН Михаил Литвак. Он любит цитировать высказывание Фридриха Ницше «Безумие единиц – исключение, а безумие целых групп, партий, народов, времен – правило». Безумие, по словам г-на Литвака, проявляется в том, что люди навязывают себе и окружающим правила, не имеющие ничего общего с реальной жизнью, а потом страдают от застенчивости, обидчивости, зависти, чувства вины и других проявлений неврозов.

Примеры неправильных установок – когда ребенка заставляют учиться на «отлично», а девушку убеждают, что ее главная цель в жизни – выйти замуж. В результате ребенок будет тратить все силы на зубрежку нелюбимых предметов (потому что любимые он легко и быстро выучит), а девушка – на переживания по поводу одиночества или на удержание парня, который ей не подходит.

Психотерапевт Литвак заявляет, что именно неврозы являются причиной болезней сердца, желудка, а также мигрени и сексуальных расстройств. Лечить же обычно начинают следствие, а не причину, и поэтому многие безуспешно лечатся годами. Эксперты ВОЗ подтверждают: 35–45% случаев невыхода на работу связаны с проявлениями психических расстройств. При этом в обществе распространены мифы, что «лица с психическими проблемами склонны к насилию, опасны, бедны, глупы и неизлечимы». По данным ВОЗ, не получают помощь или лечение до 70% россиян, страдающих от психических расстройств, а неврозы и психозы стали причиной как минимум 20% преждевременных смертей в нашей стране.

ЛЮДЕЙ СВОДЯТ С УМА ПРОРОКИ, И ЭКОНОМИСТЫ, И ВЕГЕТАРИАНЦЫ

В минувшую субботу не состоялся очередной конец света, предсказанный американским проповедником Гарольдом Кемпингом (он перемножил три священных числа 5, 10 и 17, возвел произведение в квадрат, получил 722500 и отсчитал это количество дней от предполагаемой даты распятия Христа). На очереди еще, по крайней мере, три конца света, запланированные на следующий год. Один предсказали американские астрономы.

По их прогнозам, 22 сентября 2012 года вспышка на Солнце выведет из строя все электрооборудование на Земле. Еще два конца были предсказаны в древности майя и шумерами. Они считали, что в конце 2012 года Землю погубит выстраивание в одну линию с Марсом, Юпитером и Сатурном, а также прохождение через Солнечную систему планеты Нибиру, которая изменит магнитные полюса Земли.

Если ничего этого не случится, придется ждать предсказанного слепой болгарской прорицательницей Вангой конца света в 2014 году, когда произойдет война с использованием химического оружия, либо наступления нового ледникового периода к 2016 году, либо предсказанной Нострадамусом ядерной войны в 2018-м. Подобные предсказания действуют на излишне впечатлительных людей, признают психиатры. Так, в Пензенской области 35 человек провели зиму 2008 года в специально выкопанной пещере в ожидании конца света и вышли наружу лишь после того, как пещера стала разрушаться из-за талых вод. Сейчас этот случай разбирают при подготовке психотерапевтов.

Для интеллектуальной элиты есть другие катастрофические предсказания. Например, вторая волна кризиса, которую ожидают уже больше двух лет. Экономист Михаил Хазин предсказывает не просто экономический спад и обесценивание денег из-за инфляции, но и распад мировой экономической системы, технологическую деградацию и большую войну как способ списать долги государств и корпораций.

По мнению же вегетарианцев, мир идет к краху из-за развития животноводства, так как на производство одного килограмма говядины тратится 16 тонн воды, три килограмма зерна и при этом в атмосферу выделяется столько же СО2, сколько при сгорании 20 литров бензина в двигателе автомобиля. Целевая аудитория подобных пророчеств – люди с повышенной тревожностью, которые отыскивают эти предсказания в потоке информации и распространяют среди себе подобных.

 Автор: Александр Колесниченко, Новые известия

АМЕРИКАНЦА, ПОДОЗРЕВАЮЩЕГО У СЕБЯ ПСИХИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО, СВЕДЕТ С ВРАЧОМ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Недавно в городе Форт-Лодердейл (штат Флорида) произошел ужасный случай. Виновником его был некий Арон Вэйн, получивший пару лет назад в автокатастрофе серьезное повреждение головного мозга. С тех пор время от времени его стали одолевать приступы шизофрении. И вот однажды, находясь в одном из гастрономов этого города, Арона Вэйна охватил психопатический приступ потери сознания и контроля над собой. Ему вдруг показалось, что произошло что-то страшное. Им овладела паника. Вэйн стал кричать на весь магазин, а потом с дикими воплями выскочил из гастронома и бросился бежать, не ведая куда. Без всякого умысла он столкнул с тротуара пожилую женщину, которая упала на дорогу, разбила голову и тут же скончалась. Арон Вэйн был арестован и предан суду, но не получил наказания за неумышленное убийство: суд приговорил его к постоянному контролю, который предусматривает обязательное сопровождение шизофреника его родными или медсестрами ближайшей клиники во время нахождения вне дома.

Суд, который рассматривал уголовное дело Арона Вэйна, необычный. По-английски он называется Mental Health Court, что в переводе означает «Суд ментально больных». Впервые такой суд появился в 1984 году. Он был образован федеральным судьей Иваном Гудманом в городе Индианаполис. С тех пор судебные органы, рассматривающие любые провинности, совершаемые неумышленно душевнобольными людьми, существуют во всех городах страны. А в 2000 году конгресс даже утвердил специальный свод законов (American’s Law Enforcement and Mental Health Project Act), на основе которого теперь функционируют эти необычные органы правосудия.

Психически больных людей, совершающих неумышленные преступления, в США ничтожно мало – 0,2% от общего числа душевнобольных людей. Число психопатов, умышленно идущих на воровство, поджоги, изнасилования или убийства, также немного, не более 2,5–3% от числа душевнобольных. Но уголовные дела против таких людей рассматриваются в обычных судах, и после вынесения приговоров осужденные содержатся в тюремных психбольницах. Как, например, 22-летний параноик Джаред Ли Лохнер, умышленно совершивший 8 января этого года в городе Таксон (штат Аризона) покушение на члена конгресса США Габриэль Гиффордс и убивший шестерых человек. Уголовное дело Джареда Лохнера после длительной проверки врачами его психического состояния здоровья было передано на рассмотрение обычного суда. Теперь у прокуроров почти нет сомнения в том, что он будет приговорен к пожизненному лечению в одной из тюремных психиатрических больниц.

По сведениям организации, объединяющей все госпитали страны, American Hospital Association, каждый год психбольницы страны пополняются примерно 210 тыс. пациентов. Таких больниц в США почти 1,5 тыс., мест в них 980 тыс. кроватей, а врачей, медсестер и другого персонала – 178 тыс. По данным все той же American Medical Association, в среднем каждый год во врачебные клиники обращаются 20 тыс. душевнобольных. «Эта цифра свидетельствует о том, что люди, подверженные разным психическим расстройствам, стремятся как можно быстрее попасть под врачебный контроль, – заявил «НИ» врач-психиатр Рэм Галлохер. – Моя 30-летняя практика убеждает меня в том, что близкие родственники душевнобольных людей играют в этом положительную роль. Они не стыдятся заболеваний своих родных. Это болезнь. И ничего более».

В определении характера психологических заболеваний важную роль играют так называемые локаторы, то есть существующие во всех городах организации Mental Health Care. Их адреса очень легко найти в Интернете. Специалисты этих организаций сводят людей, чувствующих, что у них появились какие-то симптомы расстройства психики, с профильными врачами клиник.

Борис ВИНОКУР, Чикаго

НЕМЕЦКИЕ ПСИХОЛОГИ БОРЮТСЯ ДАЖЕ С НОСТАЛЬГИЕЙ РОССИЯН-ИММИГРАНТОВ

В конце XIV века на юге Германии вспыхнула эпидемия странной болезни. Группы людей, держась за руки, образовывали круг, который двигался по улицам, вращаясь и сопровождая свое движение самыми дикими танцами и прыжками. Больные находились в беспамятстве, бреде и галлюцинировали. Болезнь назвали пляской святого Витта. Сегодня в Германии и других европейских странах свирепствует эпидемия другой странной психической болезни, не столь шумной и явной, но коварной и совсем не менее массовой. Провоцируется она многими факторами: экономическим кризисом, боязнью потерять работу или ее состоявшейся потерей, непониманием в семье, невозможностью выплачивать кредит, неудачами на личном фронте.

Имя этой болезни – депрессия. В Германии в той или иной степени страдают от депрессии около четырех млн. человек, хотя в 80% случаев она поддается лечению. При помощи медикаментов у таких больных восстанавливается баланс серотонина – «гормона счастья»: именно его недостаток в организме превращает любые жизненные трудности и даже просто неприятности в настоящую драму, способную поставить человека даже на грань самоубийства. Кроме лекарств важная составляющая лечения – психотерапия. В беседах с психотерапевтом больной учится самостоятельно справляться со своими депрессивными состояниями. Вообще, в Германии общепринято иметь собственного психоаналитика, который выполняет не только роль врача, но и друга. Как правило, услуги психотерапевта оплачивает больничная касса. Наряду с этим психоаналитики работают и на коммерческих условиях.

Важно понимать, что в Германии человек, обратившийся за помощью к психотерапевту, не рискует получить клеймо «ненормального» или тем более потерять работу, если, конечно, заниматься тем или иным видом деятельности в связи с состоянием психики или нервной системы официально не запретят медики. Принудительно поместить человека в психиатрическую клинику здесь не так-то просто. Это возможно лишь в том случае, если человек находится на грани самоубийства или может представлять опасность для других (по статистике, в Германии ежегодно совершается около 11 тыс. суицидов). Принудительная госпитализация проводится на основании заключений нескольких специалистов в области психиатрии и с соблюдением юридических формальностей, вплоть до решения суда.

Картину психического здоровья немецкой нации не лучшим образом дополняет афганский контингент бундесвера. Еще недавно говорить о душевных травмах солдат, служивших в Афганистане, в Германии было не принято. После возвращения домой бывшие военные, как правило, страдают от бессонницы, испытывают состояние страха и тревоги, что весьма характерно для психических расстройств. Поэтому вот уже несколько лет в стране работает горячая телефонная линия, куда солдаты бундесвера анонимно в любое время дня и ночи могут обратиться за психологической консультацией. Также для оказания психологической помощи бывшим военным открыт информационный интернет-портал «Атака на душу». С его помощью бывшие солдаты проходят анонимный тест на выявление посттравматического расстройства. За психологической помощью могут обращаться не только сами участники боевых операций, но также их друзья и родственники.

А для российских иммигрантов во многих городах Германии работают бесплатные телефоны доверия на русском языке, где специалисты помогают справиться со многими психологическими проблемами, включая типично российский болезненный синдром – ностальгию.

Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен

You may also like...