Аферы. Советы из глубины веков
Рыночные отношения переполнены обманом и случайностью, словно реки – водой в половодье. И в незапамятные времена ни у кого абсолютно никаких гарантий от обмана и фальсификаций не существовало. “Здравый смысл в обращении с людьми основывается на махинациях”, “Чем цивилизованнее общество, тем большее место занимает ложь и обман” – сентенции эти обнаружены, как ни странно, в древнекитайских рукописях. Но так было, пожалуй, всегда. “Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие, место правды, а там – неправда… Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производит взаимную между людьми зависть… И кто скажет человеку, что будет после него под солнцем?.. И обратился я и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым – победа, не мудрым – хлеб, и не у разумных – богатство, и не искусным – благорасположение, но время и случай для всех их” – это из Библии, книга Екклесиаста.
И в незапамятные времена ни у кого абсолютно никаких гарантий от обмана и фальсификаций не существовало.
“Здравый смысл в обращении с людьми основывается на махинациях”, “Чем цивилизованнее общество, тем большее место занимает ложь и обман” – сентенции эти обнаружены, как ни странно, в древнекитайских рукописях.
Возьмем хотя бы такой вид криминала, как подделка денег. В своде законов вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.), законах афинского реформатора Солона (VI в. до н. э.) содержались категорические требования предавать фальсификатора, шулера смертной казни. В Древнем Риме подпольных финансистов сжигали или отдавали в цирк – на растерзание львам, а донесший на фальшивомонетчика раб обретал свободу и гражданство, гражданин же освобождался от налогов на всю жизнь. “Гуманные” египтяне отрубали виновным руки. Во Франции владельцев тайных монетных дворов публично кипятили в котлах.
Отец древнегреческого философа и мыслителя Диогена в богатом портовом городе Синопе служил трапезитом (менялой) и заодно занимался подделкой золотых монет (они тогда еще не имели строгой формы и точного веса). Он попался на махинациях и вместе с соучастником (сыном) предстал перед судом. Отца бросили в тюрьму, а сына по молодости лет подвергли остракизму. Так Диоген и оказался в Афинах. До конца дней презирал гениальный философ не только фальшивые, но и настоящие деньги.
Король Франции Филипп IV Красивый (другое прозвище – фальшивомонетчик) награбленные золотые деньги переправлял в Парижский монетный двор. Здесь их обтачивали, а из опилок изготовляли новые монеты (плюс 10-15%). Производство король контролировал лично.
Английский король Генрих VI велел натирать медные монеты ртутью, превращая их на некоторое время в “серебряные”.
Король Генрих VIII для пополнения казны организовал производство “серебряных” шиллингов из чистой меди – с легким покрытием тонким слоем серебра. Выпуклые детали монет быстро стирались, обнажая медь. В результате короля в народе стали именовать “Старый медный нос”.
Польша и Швеция в XVII веке в больших объемах чеканили русские монеты.
На Руси же татям и фальшивомонетчикам “руки секли”, а вдобавок “олово в горло лили”: “Которые денежные мастера учнут делати медные, или оловянные, или уклад-ные деньги, или… в серебро учнут прибавлять медь или олово, или свинец, и тем Государственной Казне учнут чинити убыль: и тех денежных мастеров за такое дело казнити смертно, залити (свинцом) горло” (“Уложение царя Алексея Михайловича”, 1649 год).
Ходят легенды о башне, сооруженной в г. Невьянске в первой половине XVIII века хозяином Урала Акинфием Демидовым. В ее подвалах крепостные вроде бы чеканили хозяину поддельные серебряные рубли. Никто из них из башни живым не вышел. Работали закованные в цепи днем и ночью.
Однажды Анна Иоанновна, получая от Демидова выигрыш при игре в карты новыми серебряными монетами, улыбнувшись, спросила: “Твоей или моей работы, Никитич?” Акинфий, не растерявшись, ответил: “Все мы твои, матушка-государыня: и я – твой, и все мое-твое!”
Но однажды из башни ухитрился сбежать один из мастеров. Поймать его не смогли. И пришлось сообщить императрице радостную весть об открытии гигантских залежей серебра. Накануне приезда царской миссии для приема богатств Демидов распорядился открыть шлюзы – и воды ближнего озера хлынули в подземелье, затопив и людей, и плавильные печи, и все остальное.
Человечество изобрело десятки способов фальсификаций, хищений, обмана. Особенно много их было придумано за два последних столетия.
В 1832 году Франция впервые пустила в оборот пятифранковые монеты из никеля. Вскоре рынок был наводнен фальшивками. Когда наконец злоумышленники предстали перед судом, один из них отказался признать себя виновным, заявив: действующий кодекс запрещает подделывать золотые, серебряные, бронзовые и медные монеты, а про никель в законах нет ни слова. Суд вынужден был вынести оправдательный вердикт, но законодательство было скорректировано.
По оценке специалистов, ныне из имеющих хождение на нумизматическом рынке американских золотых монет достоинством три доллара не менее 60% – подделки. Они штампуются в мастерских, нашпигованных электроникой.
Подлинных профессиональных фальшивомонетчиков, выпускающих крупные партии денег, ныне во всем мире насчитывается около 500. Они объединены в своего рода “творческие коллективы”. “Фабрики” фальшивых денежных знаков действуют в Польше, Греции, Италии, Турции, Иране, Китае. В руки правоохранительных органов фальшивомонетчики попадают редко: такая участь ожидает одного из ста. Арестовывается в основном мелкота: курьеры, дилеры, любители-одиночки.
С внешней стороны фальшивомонетчик – добропорядочный работящий обыватель. Между тем в 90-х годах XX века эта “профессия” стала массовой: на многофункциональном ксероксе в принципе можно изготовить в неограниченном количестве купюры любого достоинства, после чего довести их до ума.
По данным специалистов, этим ремеслом занимаются в среднем пять лет, пока не накопят сумму, достаточную для серьезного вложения в легальный бизнес или более солидные сферы.
Легко, однако, твердить: человечество погрязло в обмане. Мудрее вспомнить старую русскую пословицу: “Всяк – ложь, и мы тож”.
Обман в целом можно определить и как обмен искаженной информацией.
После смерти Талейрана появился такой анекдот:
– Вы слышали, Тайлеран умер!
– Гм… интересно, зачем ему это понадобилось?
Еще одна потрясающая по наглости своей афера.
В конце XVIII века некая семья отдала Калиостро своего больного мальчика на излечение и, получив его спустя некоторое время вполне здоровым, вдруг обнаружила… подмену: лжелекарь подсунул несчастным родителям другого ребенка.
Но, изучая феномен обмана, вспомните хотя бы свои “невинные” детские проделки: подделку отметки, подписи классного руководителя…
Выгода зачастую выше любых принципов. “Честность, -заметил Генрих Гейне, – прекрасная вещь, особенно когда все вокруг честные, а я один жулик”.
Хотим мы того или нет, но обман, ложь и все, что сопряжено с ними, – в природе человеческого естества, в каждом из нас. Некоторые исследователи полагают: синдром обмана (да и самообмана) возник как защитная реакция на опасности, подстерегающие людей со стороны хищников, иноплеменников, вообще – врагов, включая и природные катаклизмы. Поговорка гласит: смерть не обманешь. Тигра, однако, обмануть удавалось. И никаким другим способом невозможно было справиться с этой грудой мышц, силой клыков и цепкостью когтей. Только обманом.
Не все, однако, просто в этом мире.
Далеко не всегда обман – зло. Пабло Пикассо заметил когда-то: искусство – ложь, которая помогает нам познать истину. Можно было бы привести сотни примеров “целительного” обмана.
Бесконечное число раз психологи, криминологи, юристы пытались как-то классифицировать обман.
Вот одна из таких попыток, восходящая к временам Древнего Востока: обман в чистом виде (дезинформация); неопределенность высказывания (амфиболия); подмена (предметов, людей); лжесвидетельство; нарушение клятвы; ложные письма (поддельные, подметные); оговор; заведомо лживые показания; притворство; провокация; создание ложных обстоятельств.
Есть и такая градация: обман – чистая ложь, полуправда, ложь умолчания; сознательный и бессознательный (случайный) обман. Моралист объяснит вам, что есть обман во благо и есть – во зло; юрист: письменный и устный; социолог: индивидуальный, групповой, массовый.
Можно дать множество определений обмана, лжи – в зависимости от того, как и с какой стороны подходить к этому феномену.
Но как же со всем этим бороться?
Опять-таки из глубины веков дошло до нас немало примеров удивительной находчивости в процессе разрешения острейших имущественных споров и всякого рода противоречий. Многие из них широко известны, но воспринимаются лишь как наивно-занятные эпизоды далекого прошлого. Между тем по косвенной аналогии с ними и сегодня может быть решено множество на первый взгляд неразрешимых проблем. Напомним лишь 4 “прецедента” различного жанра и времени.
Высочайшую степень логического мышления и находчивость продемонстрировал библейский пророк Соломон. Легенда гласит, что к нему обратились две женщины. Они спорили из-за ребенка, каждая объявляла себя его матерью. Соломон положил дитя на ложе, выхватил меч и приготовился “разделить его надвое”, чтобы каждой из спорщиц досталось “по половине”.
“Пусть будет так – и не мне, но и не ей”, – воскликнула одна. Другая же бросилась на ребенка, прикрыв его своим телом:
“Пусть достанется ей, лишь бы остался живым”.
Соломон бережно поднял дитя и передал милосердной: “Возьми, ты и есть настоящая мать”.
А вот как был решен спор “губернатором Санчо” между двумя стариками, один из которых утверждал, что другой взял у него взаймы десять монет, но возвращать их не собирается. Санчо повелел привести к присяге того, кто брал взаймы монеты. Старик попросил “истца” подержать его посох и на кресте поклялся, что он из рук в руки передал заимодавцу десять эскудо. Но тот, видно, запамятовал об этом. Затем он забрал свой посох, и “стороны” разошлись. Однако Санчо повелел возвратить их, взял посох у ответчика и передал его “истцу”: монеты, несомненно, находились в самом посохе.
К тому же Санчо обратилась женщина с обвинением некоего скотовода в изнасиловании. Тот категорически это отрицал. Санчо приказал ответчику передать просительнице кошелек скотовода с деньгами. Как только женщина удалилась, Санчо посоветовал скотоводу догнать ее и силой отнять кошелек.
Скотовод попытался было сделать это, но ничего у него не вышло. Немедленно отобрав у женщины кошелек, Санчо возвратил его скотоводу со словами: “Вот что, милая моя: выкажи ты при защите своего тела хотя бы .половину того воинственного духа и бесстрашия, какие ты выказала при защите кошелька, то и Геркулес со всею своею силою не мог бы учинить над тобой насилия. Ступай себе с богом, нет, лучше ступай ко всем чертям, бесстыжая врунья и мошенница!”
Древняя армянская притча. Блестяще разрешил проблему, связанную с долговым обязательством, простой крестьянин. Один из спорщиков утверждал, что дал взаймы другому сто золотых. Тот же напрочь это отрицал.
“Вспомни-ка, где ты передавал деньги?” – спросил “арбитр” у первого. “Дело было на краю села у оврага, где лежит большой камень”. – “Можешь ли сейчас же доставить его сюда?” – “Попытаюсь”, – с некоторым сомнением отвечал “истец” и отправился выполнять поручение.
“Сможет он доставить камень, как ты думаешь?” – последовал вопрос к “ответчику”,
“Даже если запряжет десять волов, глыбу эту и с места не сдвинуть”, – с усмешкой отвечал тот. Все. Дело решено: раз “должником” признано существование камня, очевидно признан и факт передачи самих денег.
По материалам afera.newsplus.ru
Tweet