«Белые воротнички» израильского криминала
Как ни странно, но многие заключенные израильских тюрем (и среди них – убийцы и насильники) проводят свое время точно так же, как и большинство из нас: работают, учатся, читают, посильно развлекаются и отдыхают. Понятно, что все это происходит в сильно ограниченном пространстве. Многие зэки проходят профессиональную переквалификацию и еще во время отсидки устраиваются на работу в самые различные заведения, часть из которых может стать их постоянным местом работы после освобождения. Иногда бывшие сидельцы начинают преподавать в школах и работать в детских садах. Они даже могут стать журналистами в газетах.
Так чем же занимаются “белые воротнички” израильского криминального мира? Цви Гур, убивший подростка, несколько лет назад пытался бежать из тюрьмы в Рамле. Он считался тюремным художником, и ему позволяли писать картины вне “зоны”. Воспользовавшись доверием тюремного начальства, он отправился на этюды и не вернулся.
Через несколько дней Гур был задержан и водворен в камеру. С тех пор он больше не рисует, а занимается… преподаванием в отделе воспитания заключенных тюрьмы “Эшель” на юге страны.
Другой убийца, лишивший жизни водителя такси, Арбель Алони (внук бывшего министра, члена Кнессета, лидера партии МЕРЕЦ Шуламит Алони), отбывающий наказание в тюрьме “Аялон”, также работает учителем в тюрьме. Он преподает там заключенным иврит, математику и правописание.
Даниэль Окев, убивший английского туриста и совершивший покушение на убийство его подруги, в последние годы работает садовником в той же тюрьме “Аялон”. Каждое утро он холит и лелеет садово-парковые насаждения в тюрьме и, по мнению руководства Управления тюрем, является чрезвычайно добросовестным работником.
Журналистика и театр
Список заключенных, которые нашли себе почтенные занятия во время отсидки, очень длинен. Известный в прошлом футболист Феликс Хальфон, осужденный за попытку провоза большого количества наркотиков, работает печатником в типографии, находящейся в пределах стен тюрьмы “Маасиягу”.
Йона Аврушми, убивший левого активиста Эмиля Гринцвайга во время демонстрации движения “Шалом ахшав”, трудится сапожником на обувной фабрике в тюрьме “Хермон”.
Другой еврейский террорист, Ами Поппер, который убил семерых арабских строителей на перекрестке Ган ха-Врадим в Ришон ле-Ционе, работает преподавателем в религиозной школе тюрьмы “Маасиягу”. Каждый день он читает религиозным зэкам лекции на темы Талмуда.
Офер Максимов, стоящий за историей с мошенничеством в Торговом банке, и, в соответствии с обвинительным заключением, заставивший свою сестру “позаимствовать” со счетов клиентов четверть миллиарда шекелей, в течение последнего года работает интендантом в тюрьме “Римоним”, в которой он и отбывает срок заключения. Его сестра Эти считается одной из наиболее общественно активных заключенных в женской тюрьме “Неве Тирца”, где она работает учительницей по утрам и поваром в вечерние часы. В свободное время она еще пописывает статьи в тюремную многотиражку и принимает участие в театральных представлениях для заключенных.
Лучшая подруга Эти Алон – Сигалит Хаимович, осужденная за убийство Асафа Штаермана, – также работает: по утрам – учительницей в тюремной школе, а в послеполуденное время – поваром.
Персональная зарплата от Управления тюрем
Актер Гади Сабан, обвиненный в развратных действиях в клубе TLV, работает старшим официантом в тюрьме “Римоним. Каждый день он занимается тем, что разносит еду заключенным. По свидетельствам заключенных, Сабан считается не просто официантом, но официантом поющим. “Он проходит вдоль коридора и приплясывает с нашими пайками, распевая песни, – рассказывает один из заключенных. – И это просто-напросто греет нам душу, как нам приятно на него смотреть!”.
Но далеко не все заключенные в тюрьмах родной страны в состоянии попасть на такие завидные должности. Есть и такие, кто остается не у дел. Так, например, бывший министр Гонен Сегев или убийца Эли Пипштейн, которые так и не выходят из своих камер.
“Таким образом, мы пытаемся реабилитировать заключенных для того, чтобы они смогли начать новую жизнь примерными гражданами, а не продолжали бы оставаться обузой общества”, – говорит один из высших чиновников Управления тюрем..
Кстати, каждый заключенный, работающий во время отбытия наказания, получает зарплату, которая либо помогает находящейся вне тюремных стен его семье, либо позволяет ему делать покупки.
А.Ашкенази, The Marker, Русская Палестина (Р)
15-11-2005