Как солдаты и офицеры Красной армии гибли и слепли на территории Германии пьянствуя метиловым спиртом
На распространение алкоголизма среди красноармейцев власти обратили внимание ещё до войны. 28 декабря 1938 года вышел Приказ НКО СССР «О борьбе с пьянством в РККА», обрисовавший неутешительную картину повсеместного алкогольного куража.
Командирам и комиссарам было предписано «применять к злостным пьяницам самые суровые дисциплинарные меры». Для рядовых это означало арест с содержанием на гауптвахте или предание товарищескому суду. Офицеры же рисковали быть пониженными в должности либо отправлены в отставку. Впрочем, в приказе не было четкого определения того, где кончается «обычное» и начинается «злостное» пьянство.
В годы Великой Отечественной войны указанный документ формально продолжал действовать, однако в реальности отношение командования к употреблению спиртного изменилось. С подачи Климента Ворошилова Сталин решил, что алкоголь в небольших количествах не подрывает дисциплины. В августе 1941 года ГКО распорядился выдавать военнослужащим передовой линии по 100 грамм водки в день.
Ситуация с алкоголизмом обострилась при вступлении Красной Армии на территорию Германии. По мнению британского историка Энтони Бивора, именно пьянство было реальной причиной изнасилования немок в Восточной Пруссии, причём порой советские солдаты были в таком состоянии, что даже не могли закончить половой акт.
«Ситуация стала настолько критической, что органы НКВД были вынуждены донести в Москву о массовых случаях отравления алкоголем, захваченным на оккупированной территории Германии», — отмечает Бивор.
Впрочем, в последние дни войны пьянство уже невозможно было остановить. Трагическим символом «майского разгула» можно считать случай 9 мая 1945 года в Линце, где 22 красноармейца, отмечавшие Победу вместе с американцами, насмерть отравились немецким метанолом.
Исследователь истории Konstantin Boguslavskiy нашел подтверждение этому в архивных документах, ему как-то попался на глаза приказ Жукова по 1-му Белорусскому фронту от 12 мая 1945 года, в котором говорилось о нездоровой ситуации, когда солдаты и офицеры Красной армии в большом количестве гибнут и слепнут от использования метилового спирта на территории Германии. А цифры просто поражают. Вот часть этого приказа:
«… Несмотря на мои неоднократные приказы, в войсках фронта продолжаются случаи массового отравления военнослужащих трофейными спиртными напитками.
23.4.45 г. старшиной батареи арт. полка Власовым был подобран бочонок спирта. Командир батареи капитан Дубинин и парторг полка майор Матуш вместо изъятия спирта организовали раздачу его личному составу батареи и сами приняли участие в выпивке. Весь личный состав батареи 72 человека был отравлен, из них 34 человека, в том числе 8 офицеров, умерли и 9 человек ослепли.
24.4.45 г. по распоряжению начальника штаба артполка ст. лейтенанта Бидлюка и зам. командира дивизиона по политчасти капитана Рыбникова к расположению штаба дивизиона были доставлены 3 бочки трофейного спирта. Спирт был оставлен без охраны, и военнослужащие имели к нему свободный доступ. В результате отравились 22 человека, из них 8 человек со смертельным исходом.
2.5.45 г. в парке Тиргартен (Берлин) при встрече частей 1-й и 2-й гвардейских танковых армий была распита найденная железная бочка (60 литров) с жидкостью, похожей на спирт, в результате отравились 45 человек, из них 2 человека умерли, 3 находятся в тяжелом состоянии.
5.5.45 г. в 26-й тяжелой минометной бригаде отравились трофейным спиртом 11 человек, все со смертельным исходом.
Во время несения гарнизонной службы в г. Бад-Фрайенвальде от употребления метилового спирта в 215-м армейском запасном полку 30 апреля и 1 мая 1945 г. отравились 133 человека, из них 41 умер и 15 человек потеряли зрение…»
Один из первых упомянутых в документе- майор Матуш. Исследователь посмотрел его документы в базе ОБД Мемориал. Причина смерти в документах: «Умер после отравления трофейным спиртом 24.4.1945.» . Похоронен в Блумберге, пригороде Берлина.
Если вдуматься, то картина эта – смесь трагедии с абсурдом. Человек прошел всю войну с ноября 1941 года по конец апреля 1945 и умер не от немецкой пули или снаряда, а от отравления спиртом. Да еще и в крепком составе своих товарищей-однополчан, – отмечает Константин Богуславский.
В мае 1945 года, после победы над гитлеровской Германией, выдача водки в частях и подразделениях была полностью прекращена. Единственным исключением остались лишь моряки-подводники, которые получали 100 граммов сухого вина в день во время нахождения подводных лодок на боевом дежурстве.
УК
Tweet