УЛИЧНЫЕ БАНДЫ УГРОЖАЮТ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ США

Когда в одном из недавних публичных выступлений Лора Буш высказала живейшую обеспокоенность состоянием дел с уличной преступностью, острословы-журналисты шутили, что, мол, первая леди США слишком часто смотрит «Вестсайдскую историю». На самом деле, считают американские эксперты, все основания для тревоги имеются. Уличные банды не просто остаются серьезнейшей опасностью для здоровья и жизни граждан США. В новом глобализированном и информатизированном мире они приобрели новые, крайне неприятные черты, угрожая национальной безопасности Штатов. Напомним, кстати, что именно от американского названия уличной шайки «gang» произошло печально знаменитое слово «gangster», т.е «гангстер».Не случайно серьезнейшую заинтересованность проблемой преступных банд проявляет такое серьезное ведомство, как Федеральное бюро расследований. Последние шаги ФБР по выполнению «Национальной стратегии борьбы с уличными бандами» были таковы:

– выделение 10 млн. долларов на создание Национального разведывательного центра по борьбе с уличными бандами (National Gang Intelligence Centre), который будет сотрудничать с местными правоохранительными органами;

– увеличение количества специальных подразделений по всей территории США;

– переквалификация понятия «банда». Отныне определение звучит так: «преступные организации и предприятия». Такое переименование даст возможность привлекать членов банд к ответственности по статьям федерального законодательства, относящимся к понятию «рэкет». А они предусматривают более суровое наказание.

Ухудшается ли положение с уличной преступностью? Численные данные разных ведомств различаются. По оценкам Минюста США, в стране орудуют 30 000 банд, насчитывающих более 800 000 членов. Национальный центр по борьбе с молодежными бандами в своем ежегодном обзоре (National Youth Gang Centre) дает более низкие показатели.

В докладе указывается, что каждый город с населением 250 000 человек и выше ныне сталкивается с серьезной проблемой уличных банд. Зато оценка ситуации в сельских округах и маленьких городках более оптимистична: статистика преступной деятельности банд здесь значительно снизилась с 1996 по 2002 год.

Разнобой в цифрах объясняется в разнобое трактовки понятия «банда». Кроме того, некоторые полицейские подразделения грешат умышленным занижением статистики. Социологи же утверждают, что есть группы подростков, которые больше интересуются «надуванием щек» и так называемым «гангстерским рэпом», чем нанесением серьезного ущерба гражданам. А Интернет позволяет им легко скопировать цвета, символы и татуировки настоящих уличных банд.

И все же несмотря на внешнее снижение количественных показателей, есть несколько очень серьезных причин, по которым эксперты-криминалисты сегодня бьют в набат, привлекая внимание к проблеме уличных банд:

1. Расширение сетей. Банды все более и более соединяются между собой и становятся международными. Этому способствует наличие Интернета, а также иммиграция и депортация преступников из США. Особенно опасной сегодня ФБР считает преступную группировку под названием Mara Salvatrucha. Это настоящая сеть уличных головорезов и бывших вооруженных партизан, основу которой составили дети сальвадорских беженцев в Лос-Анджелесе. Mara Salvatrucha ныне укрепилась в Северной Вирджинии, а также в Центральной Америке.

Латиноамериканские банды динамично растут и регулярно попадают в выпуски новостей, однако они пока что остаются в меньшинстве. По данным Национальной главной целевой группы по борьбе с уличными бандами (National Major Gang Task Force) 38 % взрослых членов банд в местах заключения были неграми, почти 33% – белыми, приблизительно 14% – латиноамериканцами и 3.6 % азиатами.

2. Насилие и наркотики. Банды причастны к весьма значительной доле насильственной преступности и наркоторговли в Америке – от похищения людей до вымогательства, грабежей и наемных убийств. Не менее трети банд вовлечены в наркоторговлю. “Банды – новая организованная преступность” – говорит Патрик Камден, представитель полиции Чикаго. “Они намного более сильны, чем когда-либо была мафия”. Как минимум половина убийств, совершенных в Чикаго, по его расчетам, связана с уличными бандами. Город сократил количество убийств, когда полиция начала специально действовать против уличных банд.

3. Терроризм. Потенциальная связь между бандами, с одной стороны, и террористами – с другой, сегодня привлекает особое внимание американских правоохранителей. Имеются сообщения о том, что члены Mara Salvatrucha встречались в Сальвадоре с представителями Аль-Каиды. Перегруженные следственными делами местные полицейские отделы в Америке пытаются теперь выбить побольше федеральных средств, заявляя, что они стоят на страже национальной безопасности, воюя с уличной преступностью. Многие из них теперь шире делятся информацией с федеральными агентствами. Да и ФБР с его вышеупомянутой «стратегией борьбы с уличными бандами» также пытается увеличить свой и без того немалый бюджет под лозунгом «антитерроризма».

Между тем, новая жесткая политика правоохранителей у многих в США вызывает беспокойство. Она может еще больше укрепить и сцементировать банды, сделать невозможным для их членов выход оттуда, если они оказались «всосанными» в сеть. Джеймс Шорт, эксперт по проблеме уличной преступности из университета штата Вашингтон, полагает, что “чрезмерное лишение свободы” может подпитывать банды в течение многих последующих лет. Число заключенных в тюрьмах, которые входят в состав уличных банд, увеличилось в течение последних десятилетий и составляет сегодня до 20 %. Для многих молодых людей, которые провели годы за решеткой среди членов банд, возвращение на улицы по-прежнему сулит слишком мало альтернатив жизни преступника. Поэтому работы госпоже Буш будет предостаточно.

По материалам британского еженедельника The Economist

You may also like...